ИСТОРИЯ НАШЕГО СЕЛА




   Древнее село Холуй имеет богатую историю, первое упоминание о селе относится к началу 16 века. Первоначально Холуй прославился как место солеварения, добывали здесь соль известные в России монастыри: Троице Сергиев, Киржачский Благовещенский, суздальские Спасо -Ефимьев и Покровский, Рождественский из города Владимира и Чудов который
находился непосредственно в Московском кремле. С 1609 года частью Холуя начал владеть спаситель отечества, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, с этого момента Холуй стал делиться на две части, монастырскую и княжескую. В "Смутное время" рядом с Холуем останавливалась дружина князя, шедшая на освобождение Москвы от захватчиков. В память этого события Иваном Пожарским был основан монастырь Борковская Никольская пустынь. Иконописание в селе появилось в 16 веке, первыми иконописцами были монахи Троицкого и Спасо-Евимьева монастырей. В 18 веке практически всё местное население было связано либо с иконописью либо с искусством художественной вышивки. Жители Холуя других занятий не имели, вот как писалось о селе в учебном пособии 1879 года:" Оброков не платят, хлебопашества не имееют; следовательно, с плугом и сохою вовсе не знакомы; редкий найдётся, кто бы умел запрячь лошадь или вспахать землю, посеять и собрать хлеб...с малых лет до глубокой старости житель Холуя не расстаётся с кистью, имея оную постоянно в руках." Кроме иконописных мастерских в селе процветали мастерские художественной вышивки, этому мастерству девочек обучали с детства.
После революции 1917 года иконопись становится под запретом и холуйские иконописцы постепенно перешли на лаковую миниатюру. Холуй стал всемирно известным центром искусства миниатюрной живописи.

   Кроме художественной артели в селе действовала и строчевышивальная артель. Оба производства расширяли объёмы выпускаемой художественной продукции в 50- 70 х годах двадцатого века они стали называться фабриками. Сфера занятий жителей Холуя практически не менялась на протяжении более чем четырёх столетий. Мужское население занимается изобразительным искусством и изготовлением необходимого полуфабриката а женское население художественной вышивкой. Такой уклад, сохранившиёся исторически, уникален и безусловно является культурным феноменом. Для бережного отношения к культуре и искусству села Холуй необходимо создавать определённые условия и развивать на территории села инфроструктуру соответствующую сфере деятельности местных жителей. Требует своего востановления строче-вышивальная фабрика, необходимо создание музейного комплекса. Село может стать культурным центром в котором сохранена экология пространства и экология человеческой души. Для начала необходимо закрепить за Холуем статус особо охраняемой территории и относиться к этому древнему селу, как к нетронутой пока промышленной "цевилизацией" земле хранящей культуру Древней Руси.

Село ХОлуй, историческая справка , М. Печкин


***
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!